?

Log in

No account? Create an account
 
 
30 June 2010 @ 03:49 pm
Альтернативная самоходная артиллерийская установка ЗИС-37 обр.1941г. СССР  

 

К весне 1940 года советское военное руководство получило разведывательную информацию о разработке в Германии тяжелобронированных танков. Данная информация, учитывая выявленную в ходе гражданской войны в Испании беззащитность танков с лёгким бронированием от огня малокалиберных противотанковых пушек (что привело к инициированию в СССР работ по созданию танков Т-34 и КВ), выглядела правдоподобно. Одновременно были проведены испытания обстрелом корпуса немецкого танка Pz.III, захваченного советскими войсками в ходе польской кампании 1939 года. Испытания показали, что броня данного танка, несмотря на относительно небольшую толщину, отличается высокой стойкостью, и на средних и больших дистанциях снаряды наиболее распространённых в Красной армии 45-мм противотанковых пушек пробивают её с трудом. В результате, советским военным руководством принимается решение о создании мощных противотанковых пушек с высокой бронепробиваемостью. К данным работам в числе прочих было привлечено конструкторское бюро горьковского завода № 92 под руководством В. Г. Грабина. Официальное задание на проектирование 57-мм противотанковой пушки было выдано заводу № 92 в июне 1940 года, тактико-технические требования к орудию были утверждены 10 сентября 1940 года, когда работы над орудием были в самом разгаре. Опытный образец орудия был изготовлен в октябре 1940 года, прошёл заводские испытания и был принят  на вооружение в декабре 1940 года под официальным наименованием «57-мм противотанковая пушка обр. 1940 г.». Высокая же мобильность немецких  танковых подразделений продемонстрированная в ходе польской и французской компаний поставила перед руководством РККА задачу оснащения армии самоходными   противотанковыми орудиями.

Одновременно с изготовлением самого орудия, в  октябре 1940 года народный комиссара вооружений Ванников подписал приказ, согласно которому  заводу №92 в г.Горьком (Нижний Новгород) поручалось  разработать и изготовить 57-мм противотанковую пушку на самоходном шасси. Приказом также предусматривалось широкое применение в самоходках освоенных промышленностью и принятой  на вооружение РККА колесной и гусеничной техники.

Для выполнения поставленной задачи, на заводе №92 была создана специальная группа разработчиков. Руководителем проекта был назначен П.Ф. Муравьев. В чрезвычайно короткие сроки самоходка была не просто разработана, но и изготовлена в металле. Причем, группа разработчиков предложила не один, а три проекта самоходки. В конце января  из цехов завода №92 вышли три самоходки - ЗИС-30 , ЗИС-31 и ЗИС - 37.

ЗИС-30 представляла собой легкую противотанковую САУ открытого типа. Базой являлся артиллерийский тягач Т-20 «комсомолец", в кормовой части корпуса которого была установлена вращающаяся часть 57-мм пушки ЗИС-2 со штатным щитом. Для большей устойчивости при стрельбе машина оборудовалась откидными сошниками. На крыше кабины устанавливался кронштейн крепления пушки по-походному. В остальном базовая машина Т-20 осталась без изменений.

 ЗИС -31 представляла собой ту же пушку ЗИС-2 но установленную на забронированном трехосном грузовике ГАЗ-ААА.

В марте были произведены испытания, в ходе которых выяснилось, что ЗИС-31 обладает при стрельбе большей кучностью чем ЗИС-30, в силу того, что установка на грузовике получилось более устойчивой при стрельбе чем ЗИС-30. Однако ЗИС-30, будучи установкой с гусеничным движителем, обладала более высокой проходимостью, чем ее колесный конкурент. Третий же вариант на базе танка  БТ-7, снятого с производства, но имеющегося в войсках в большом количестве, обладал  преимуществами первого и второго, а бронированная рубка защищала весь экипаж от пуль и осколков.  Именно эти обстоятельства и сыграли решающую роль в принятии на вооружение РККА самоходки ЗИС-37.  Артустановка размещается на месте  башни в легкобронированной открытой  рубке. Этот   потребует меньшие затраты на переделку, но он    увеличивает общую высоту самоходки делая её более заметной, а следовательно и более уязвимой.   В условиях жесткого дефицита  времени  возможна вообще открытая установка орудия. На марше открытое боевое отделение в обоих случаях можно закрыть тентом. Открытая установка даст большие углы горизонтального наведения, рубка лучше защитит экипаж. Во всех вариантах прицелы пушки штатные.

Вместе с тем при подготовке серийного производства возникли некоторые проблемы.  На 1 января 1941 года в военных округах СССР находилось около 2000 танков БТ-2 и БТ-5 и около 5000 тысяч танков БТ-7. Почти 40% из них нуждались в капитальном ремонте. После принятия правительством решения о создании самоходной ПТО завод № 92 в г.Горьком получил   для модернизации в основном машины этой категории. И если танки, имеющие исправную силовую установку с неисчерпанным ресурсом, можно было достаточно просто переделать в самоходки, то у большинства требовалось заменить "сердце".  В РИ, когда танков БТ оставалось незначительное количество на них при капремонте ставили дизели В-2. В нашем  варианте на 1 января 1941 года их несколько тысяч, а дизели В-2 нужны для разворачивающегося выпуска Т-34. Производство же двигателей М-17 прекращено. Вместе с тем рядом на ГАЗе КБ Н.А. Астрова, переведенное с московского завода № 37, занимается проектированием легких танков на основе узлов и агрегатов автомашин. Для перспективных легких танком создан силовой агрегат ГАЗ-203 (70-6000). Он  состоял из двух четырехтактных шестицилиндровых карбюраторных двигателей ГАЗ-202 (ГАЗ 70-6004 — передний и ГАЗ 70-6005 — задний) суммарной мощностью 140 л.с. (103 кВт) с карбюраторами типа "М". Коленчатые валы двигателей были соединены муфтой с упругими втулками. Картер маховика переднего двигателя был соединен тягой с правым бортом для предотвращения поперечных колебаний силового агрегата. Батарейная система зажигания, система смазки и топливная (кроме баков) система для каждого двигателя были независимыми. Водомасляный радиатор имел две секции для раздельного обслуживания двигателей. Система охлаждения  с водяным насосом   общим для двух двигателей. В воздушной системе использовался воздухоочиститель масляно-инерционного типа. Для ускоренного пуска двигателей зимой применялся калориферный подогреватель, работавший от переносной паяльной лампы. Котёл подогревателя и водомасляный радиатор были включены в систему охлаждения. Пуск двигателей производился от двух соединённых параллельно электростартёров СТ-40 мощностью 1,3 л.с. (0,96 кВт) каждый или с помощью механизма ручной заводки.  Двигатели работали на авиационном бензине КБ-70 или Б-70.

Такая силовая установка производится прямо под боком, стоит значительно дешевле В-2 и имеет значительно меньшие габариты и вес. Скорость, конечно, упадет километров до 40 (Т-70 массой более 9т бегал со скоростью 45 км/ч), но останется вполне удовлетворительной. Кроме того монтаж такой силовой установки позволил более рационально перекомпоновать  боевое отделение самоходки и создать на этой базе ряд других бронированных машин.

Схема внутреннего расположения агрегатов самоходки.

Внешний вид.

Двигатели ГАЗ 70 стоят параллельно.

Внешний вид.

Самоходное орудие 76мм Ф-22 УСВ.

Альтернативный БТР-2 на шасси БТ-2. Вариант 1.

Вариант 2.

Зенитная самоходная установка ЗСУ-20-2. С малокалиберной зенитной артиллерией в СССР  перед войной и в её начале было ну очень туго. В соответствии с предвоенными планами на вооружении Красной Армии должны было состоять 9132  37мм пушки, из них 1000 единиц — в мобилизационном резерве. Однако к 1 июля 1940 года промышленностью было изготовлено лишь 147 пушек, а к 1 января 1941 года — 544 пушки. С 25мм зенитками дело обстояло еще хуже, их счет шел вообще на единицы. Однако крупными сериями выпускалась 20мм авиапушка ШВАК и на её базе была разработана танковая пушка ТНШ.

Приказом народного комиссара вооружений Ванникова, завод №92 должен был начать серийный выпуск ЗИС-37 и ЗиС-37м с 1 апреля 1941 года, используя при этом и шасси на базе БТ-5 и БТ-2. С мая 1941 самоходные установки ЗИС-37 начали поступать на вооружение легких самоходно-артиллерийских полков (по 21 установке в каждом полку) и отдельных самоходно-артиллерийских дивизионов (12 установок), входящих в состав стрелковых дивизий западных приграничных округов. С 1 июля 1941 года ограниченными сериями было  развернуто производство ЗСУ-20-2 и БТР-2.  

 Тогда же в  октябре 1940 года с ХПЗ на завод №92 была передана техническая документация по танкам серии БТ. В дополнение к документации в подчинение П.Ф. Муравьеву постановлением НКВД СССР  переведен заключенный внутренней тюрьмы Н.Ф.Цыганов, арестованный еще в конце 1938 года. Ещё летом 1934 года он разработал автоматическую сцепку для танков Т-26, Т-27 и БТ, за что нарком обороны К.Е. Ворошилов наградил его золотыми часами и произвел из младшего командира в командира взвода. Выступая с речью перед 4-м танковым полком, Ворошилов отдал приказ - создать новый "колесно - гусеничный движитель для танка БТ, с которым он может быть превращен в еще более грозную боевую машину". Работая в течение четырех месяцев по 16-18 часов в сутки, Цыганов  с товарищами  изготовил к апрелю 1935 года чертежи и модель в 1/5 натуральной величины танка БТ с новым движителем, имевшим 3 пары ведущих и управляемых колес.

БТ-ИС так и не пошел в серийное производство, но накануне войны знания и опыт Цыганова Н.Ф. оказались снова востребованы. К марту 1941 года были подготовлены чертежи и опытный образец  колесной бронированной машины на базе БТ-7 с использованием схемы танка БТ-ИС, а также узлов и агрегатов производимых на ГАЗе. Вместо вертикальных рессор машина, получившая индекс А-20К, имела торсионную подвеску аналогичную разрабатываемому  в КБ Астрова легкому танку, силовой агрегат ГАЗ-203 (70-6000), а при усиленном бронировании -  дизель В-4, и колеса с шинами  увеличенного размера и крупными грунтозацепами, аналогичные бронемашине БА-11. Торсионная подвеска позволила сократить  высоту трансмиссии и длину составных карданных валов, уменьшив тем самым вес конструкции и её уязвимость. Машины разрабатывалась в двух вариантах компоновки: классическом (отделение управления, боевое и моторное)

и с моторно-трансмиссиноным отделением, расположенным между отделением управления и боевым. В металле воплотили машину   второй компоновки, как более перспективную для дальнейшей модернизации. 

Схема трансмиссии.

Внешний вид.

Приземистый корпус с наклонным расположением всех бронелистов увеличенной толщины надежно защищал экипаж от бронебойных и крупнокалиберных пуль, отдельных осколков. Низкая башня аналогичная танкам БТ-7, хотя и несла такое же орудие, как и основные бронеавтомобили   Красной Армии, зато  имела увеличенный  до 130 снарядов  боекомплект. Машина была достаточно устойчивой при стрельбе. Пулеметов снова стало два (всего 3087 патронов) — спаренный с пушкой и зенитный на башне, огонь из которого вел командир. Для внешней связи использовалась дуплексная радиостанция 71-ТК-3 со штыревой антенной, для внутренней связи — танковое переговорное устройство ТПУ-3. Экипаж имел пулестойкие приборы наблюдения ПТ-К. Водитель располагал сменным смотровым блоком пуленепробиваемых стекол «Триплекс» (спроектированный для  танка Т-60). Два таких же блока были вмонтированы и в боковые стенки башни. В крышке люка водителя, расположенном на наклонном листе крыши корпуса, слева и справа   размещались дополнительные смотровые приборы, позволяющие водителю в определенных пределах вести обзор влево и вправо. А три пары ведущих колес обеспечили машине хорошую проходимость даже при использовании силового агрегата ГАЗ. В течении месяца при активном участии представителей НКВД машина прошла заводские и государственные испытания и как БТР-20 вместе с самоходной артиллерийской установкой ЗИС-37 была принята в серийное производство, которое было развернуто с апреля 1941 года на Ижорском заводе в Ленинграде вместо БА-11. В начале июня первые несколько машин поступили на вооружение частей УНКВД Белорусской ССР, расположенных на Белостокском выступе.

 
 
 
daddycatdaddycat on June 30th, 2010 11:21 pm (UTC)
57/76мм утащит, а 122 не сдюжит... И вес, и отдачу. В остальном вполне здраво!
Я, кстати, в своей переделке БТ в БТР упоминал возможность создания легкой САУ --

" На основе обоих машин могли быть выполнены варианты с усиленным вооружением. В лобовом спонсоне увеличенного размера с шаровой установкой устанавливался ДШК или гранатомет Таубина, а орудия КТ-28, Л-10 и Л-11 размещались на станках, использующих элементы конструкции башен линейных танков. Таким образом БТР превращался в легкую САУ поддержки пехоты, причем во второй модификации -- не теряя основных функций по транспортировке личного состава."

Если интересно, попробуйте пересадить 57/76мм верхний станок в мой вариант рубки :)

Буду благодарен, если поделитесь исходниками 57мм орудия, а то у меня только цветные проекции из ТМ :)))
alternathistoryalternathistory on July 1st, 2010 08:17 am (UTC)
Вариант, не мой. Я такую проработку пока не вытягиваю. С автором можно пообщаться у меня на сайте. Насколько я понимаю, ЖЖ у него просто нет. За вашими работами слежу. Постарался выложить все что попалось. Если какой то нет подскажите.
daddycatdaddycat on July 1st, 2010 07:19 pm (UTC)
А, понял-прочел. Буду до него докапываться. Спасибо!