alternathistory (alternathistory) wrote in ru_papertanks,
alternathistory
alternathistory
ru_papertanks

Categories:

Альтернативная самоходная артиллерийская установка ЗИС-37 обр.1941г. СССР

 

К весне 1940 года советское военное руководство получило разведывательную информацию о разработке в Германии тяжелобронированных танков. Данная информация, учитывая выявленную в ходе гражданской войны в Испании беззащитность танков с лёгким бронированием от огня малокалиберных противотанковых пушек (что привело к инициированию в СССР работ по созданию танков Т-34 и КВ), выглядела правдоподобно. Одновременно были проведены испытания обстрелом корпуса немецкого танка Pz.III, захваченного советскими войсками в ходе польской кампании 1939 года. Испытания показали, что броня данного танка, несмотря на относительно небольшую толщину, отличается высокой стойкостью, и на средних и больших дистанциях снаряды наиболее распространённых в Красной армии 45-мм противотанковых пушек пробивают её с трудом. В результате, советским военным руководством принимается решение о создании мощных противотанковых пушек с высокой бронепробиваемостью. К данным работам в числе прочих было привлечено конструкторское бюро горьковского завода № 92 под руководством В. Г. Грабина. Официальное задание на проектирование 57-мм противотанковой пушки было выдано заводу № 92 в июне 1940 года, тактико-технические требования к орудию были утверждены 10 сентября 1940 года, когда работы над орудием были в самом разгаре. Опытный образец орудия был изготовлен в октябре 1940 года, прошёл заводские испытания и был принят  на вооружение в декабре 1940 года под официальным наименованием «57-мм противотанковая пушка обр. 1940 г.». Высокая же мобильность немецких  танковых подразделений продемонстрированная в ходе польской и французской компаний поставила перед руководством РККА задачу оснащения армии самоходными   противотанковыми орудиями.

Одновременно с изготовлением самого орудия, в  октябре 1940 года народный комиссара вооружений Ванников подписал приказ, согласно которому  заводу №92 в г.Горьком (Нижний Новгород) поручалось  разработать и изготовить 57-мм противотанковую пушку на самоходном шасси. Приказом также предусматривалось широкое применение в самоходках освоенных промышленностью и принятой  на вооружение РККА колесной и гусеничной техники.

Для выполнения поставленной задачи, на заводе №92 была создана специальная группа разработчиков. Руководителем проекта был назначен П.Ф. Муравьев. В чрезвычайно короткие сроки самоходка была не просто разработана, но и изготовлена в металле. Причем, группа разработчиков предложила не один, а три проекта самоходки. В конце января  из цехов завода №92 вышли три самоходки - ЗИС-30 , ЗИС-31 и ЗИС - 37.

ЗИС-30 представляла собой легкую противотанковую САУ открытого типа. Базой являлся артиллерийский тягач Т-20 «комсомолец", в кормовой части корпуса которого была установлена вращающаяся часть 57-мм пушки ЗИС-2 со штатным щитом. Для большей устойчивости при стрельбе машина оборудовалась откидными сошниками. На крыше кабины устанавливался кронштейн крепления пушки по-походному. В остальном базовая машина Т-20 осталась без изменений.

 ЗИС -31 представляла собой ту же пушку ЗИС-2 но установленную на забронированном трехосном грузовике ГАЗ-ААА.

В марте были произведены испытания, в ходе которых выяснилось, что ЗИС-31 обладает при стрельбе большей кучностью чем ЗИС-30, в силу того, что установка на грузовике получилось более устойчивой при стрельбе чем ЗИС-30. Однако ЗИС-30, будучи установкой с гусеничным движителем, обладала более высокой проходимостью, чем ее колесный конкурент. Третий же вариант на базе танка  БТ-7, снятого с производства, но имеющегося в войсках в большом количестве, обладал  преимуществами первого и второго, а бронированная рубка защищала весь экипаж от пуль и осколков.  Именно эти обстоятельства и сыграли решающую роль в принятии на вооружение РККА самоходки ЗИС-37.  Артустановка размещается на месте  башни в легкобронированной открытой  рубке. Этот   потребует меньшие затраты на переделку, но он    увеличивает общую высоту самоходки делая её более заметной, а следовательно и более уязвимой.   В условиях жесткого дефицита  времени  возможна вообще открытая установка орудия. На марше открытое боевое отделение в обоих случаях можно закрыть тентом. Открытая установка даст большие углы горизонтального наведения, рубка лучше защитит экипаж. Во всех вариантах прицелы пушки штатные.

Вместе с тем при подготовке серийного производства возникли некоторые проблемы.  На 1 января 1941 года в военных округах СССР находилось около 2000 танков БТ-2 и БТ-5 и около 5000 тысяч танков БТ-7. Почти 40% из них нуждались в капитальном ремонте. После принятия правительством решения о создании самоходной ПТО завод № 92 в г.Горьком получил   для модернизации в основном машины этой категории. И если танки, имеющие исправную силовую установку с неисчерпанным ресурсом, можно было достаточно просто переделать в самоходки, то у большинства требовалось заменить "сердце".  В РИ, когда танков БТ оставалось незначительное количество на них при капремонте ставили дизели В-2. В нашем  варианте на 1 января 1941 года их несколько тысяч, а дизели В-2 нужны для разворачивающегося выпуска Т-34. Производство же двигателей М-17 прекращено. Вместе с тем рядом на ГАЗе КБ Н.А. Астрова, переведенное с московского завода № 37, занимается проектированием легких танков на основе узлов и агрегатов автомашин. Для перспективных легких танком создан силовой агрегат ГАЗ-203 (70-6000). Он  состоял из двух четырехтактных шестицилиндровых карбюраторных двигателей ГАЗ-202 (ГАЗ 70-6004 — передний и ГАЗ 70-6005 — задний) суммарной мощностью 140 л.с. (103 кВт) с карбюраторами типа "М". Коленчатые валы двигателей были соединены муфтой с упругими втулками. Картер маховика переднего двигателя был соединен тягой с правым бортом для предотвращения поперечных колебаний силового агрегата. Батарейная система зажигания, система смазки и топливная (кроме баков) система для каждого двигателя были независимыми. Водомасляный радиатор имел две секции для раздельного обслуживания двигателей. Система охлаждения  с водяным насосом   общим для двух двигателей. В воздушной системе использовался воздухоочиститель масляно-инерционного типа. Для ускоренного пуска двигателей зимой применялся калориферный подогреватель, работавший от переносной паяльной лампы. Котёл подогревателя и водомасляный радиатор были включены в систему охлаждения. Пуск двигателей производился от двух соединённых параллельно электростартёров СТ-40 мощностью 1,3 л.с. (0,96 кВт) каждый или с помощью механизма ручной заводки.  Двигатели работали на авиационном бензине КБ-70 или Б-70.

Такая силовая установка производится прямо под боком, стоит значительно дешевле В-2 и имеет значительно меньшие габариты и вес. Скорость, конечно, упадет километров до 40 (Т-70 массой более 9т бегал со скоростью 45 км/ч), но останется вполне удовлетворительной. Кроме того монтаж такой силовой установки позволил более рационально перекомпоновать  боевое отделение самоходки и создать на этой базе ряд других бронированных машин.

Схема внутреннего расположения агрегатов самоходки.

Внешний вид.

Двигатели ГАЗ 70 стоят параллельно.

Внешний вид.

Самоходное орудие 76мм Ф-22 УСВ.

Альтернативный БТР-2 на шасси БТ-2. Вариант 1.

Вариант 2.

Зенитная самоходная установка ЗСУ-20-2. С малокалиберной зенитной артиллерией в СССР  перед войной и в её начале было ну очень туго. В соответствии с предвоенными планами на вооружении Красной Армии должны было состоять 9132  37мм пушки, из них 1000 единиц — в мобилизационном резерве. Однако к 1 июля 1940 года промышленностью было изготовлено лишь 147 пушек, а к 1 января 1941 года — 544 пушки. С 25мм зенитками дело обстояло еще хуже, их счет шел вообще на единицы. Однако крупными сериями выпускалась 20мм авиапушка ШВАК и на её базе была разработана танковая пушка ТНШ.

Приказом народного комиссара вооружений Ванникова, завод №92 должен был начать серийный выпуск ЗИС-37 и ЗиС-37м с 1 апреля 1941 года, используя при этом и шасси на базе БТ-5 и БТ-2. С мая 1941 самоходные установки ЗИС-37 начали поступать на вооружение легких самоходно-артиллерийских полков (по 21 установке в каждом полку) и отдельных самоходно-артиллерийских дивизионов (12 установок), входящих в состав стрелковых дивизий западных приграничных округов. С 1 июля 1941 года ограниченными сериями было  развернуто производство ЗСУ-20-2 и БТР-2.  

 Тогда же в  октябре 1940 года с ХПЗ на завод №92 была передана техническая документация по танкам серии БТ. В дополнение к документации в подчинение П.Ф. Муравьеву постановлением НКВД СССР  переведен заключенный внутренней тюрьмы Н.Ф.Цыганов, арестованный еще в конце 1938 года. Ещё летом 1934 года он разработал автоматическую сцепку для танков Т-26, Т-27 и БТ, за что нарком обороны К.Е. Ворошилов наградил его золотыми часами и произвел из младшего командира в командира взвода. Выступая с речью перед 4-м танковым полком, Ворошилов отдал приказ - создать новый "колесно - гусеничный движитель для танка БТ, с которым он может быть превращен в еще более грозную боевую машину". Работая в течение четырех месяцев по 16-18 часов в сутки, Цыганов  с товарищами  изготовил к апрелю 1935 года чертежи и модель в 1/5 натуральной величины танка БТ с новым движителем, имевшим 3 пары ведущих и управляемых колес.

БТ-ИС так и не пошел в серийное производство, но накануне войны знания и опыт Цыганова Н.Ф. оказались снова востребованы. К марту 1941 года были подготовлены чертежи и опытный образец  колесной бронированной машины на базе БТ-7 с использованием схемы танка БТ-ИС, а также узлов и агрегатов производимых на ГАЗе. Вместо вертикальных рессор машина, получившая индекс А-20К, имела торсионную подвеску аналогичную разрабатываемому  в КБ Астрова легкому танку, силовой агрегат ГАЗ-203 (70-6000), а при усиленном бронировании -  дизель В-4, и колеса с шинами  увеличенного размера и крупными грунтозацепами, аналогичные бронемашине БА-11. Торсионная подвеска позволила сократить  высоту трансмиссии и длину составных карданных валов, уменьшив тем самым вес конструкции и её уязвимость. Машины разрабатывалась в двух вариантах компоновки: классическом (отделение управления, боевое и моторное)

и с моторно-трансмиссиноным отделением, расположенным между отделением управления и боевым. В металле воплотили машину   второй компоновки, как более перспективную для дальнейшей модернизации. 

Схема трансмиссии.

Внешний вид.

Приземистый корпус с наклонным расположением всех бронелистов увеличенной толщины надежно защищал экипаж от бронебойных и крупнокалиберных пуль, отдельных осколков. Низкая башня аналогичная танкам БТ-7, хотя и несла такое же орудие, как и основные бронеавтомобили   Красной Армии, зато  имела увеличенный  до 130 снарядов  боекомплект. Машина была достаточно устойчивой при стрельбе. Пулеметов снова стало два (всего 3087 патронов) — спаренный с пушкой и зенитный на башне, огонь из которого вел командир. Для внешней связи использовалась дуплексная радиостанция 71-ТК-3 со штыревой антенной, для внутренней связи — танковое переговорное устройство ТПУ-3. Экипаж имел пулестойкие приборы наблюдения ПТ-К. Водитель располагал сменным смотровым блоком пуленепробиваемых стекол «Триплекс» (спроектированный для  танка Т-60). Два таких же блока были вмонтированы и в боковые стенки башни. В крышке люка водителя, расположенном на наклонном листе крыши корпуса, слева и справа   размещались дополнительные смотровые приборы, позволяющие водителю в определенных пределах вести обзор влево и вправо. А три пары ведущих колес обеспечили машине хорошую проходимость даже при использовании силового агрегата ГАЗ. В течении месяца при активном участии представителей НКВД машина прошла заводские и государственные испытания и как БТР-20 вместе с самоходной артиллерийской установкой ЗИС-37 была принята в серийное производство, которое было развернуто с апреля 1941 года на Ижорском заводе в Ленинграде вместо БА-11. В начале июня первые несколько машин поступили на вооружение частей УНКВД Белорусской ССР, расположенных на Белостокском выступе.

Tags: альтернативная техника
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments